ЛД "Семь раз отмерь"

Ландшафтный Дизайн №1-08
Рубрика: Мастер-Класс (Стиль)
Автор: Анна Зинде                                                             
                                                      Семь раз отмерь

Искусно сформированные кроны завораживают – сначала своей четкой, выверенной геометрией, затем – самой мыслью о долготерпении природы, покорно сносящей фантазии человека. Противоречивое искусство, не приемлющее спешки...
                                                Топиариусы всех стран
Орнаментальное садоводство по праву считается одним из древнейших видов садового искусства. Уже в древнем мире руками невольников создавались прекрасные сады, а раб, ухаживающий за орнаментальным садом – «топиа», именовался топиариус. Считается, что именно рабы из Греции или Египта были первыми, кто обучил римлян искусству орнаментального садоводства. После же падения Римской империи благодаря усилиям монахов искусство топиари было сохранено в стенах монастырей.  
         Как многие виды прикладного искусства, стрижка первоначально имела утилитарное значение, и плотно сформированные растения служили для ограждения и защиты территории от непрошеных гостей. Монастырские сады и небольшие частные владения тому доказательство.
         В эпоху Возрождения состоятельные итальянские семьи, создавая сады на своих виллах, платили огромные деньги за скрупулезное изучение рукописей тех самых монахов, чьи писания были основаны на древних учениях. В частности, поэт Петрарка, среди прочих, подражал Вергилию в описании регулярных ландшафтов.
         В середине ХVI века идеи Возрождения достигли Франции, в частности, говоря о ландшафтном искусстве, принципы создания живых стен и изгородей, позволяющие придать саду регулярный характер планировки. Кульминацией стала работа Андрэ Ленотра, создавшего грандиозный Версальский парк для короля Луи XIV. Стиль «версаль» моментально распространился по всей Европе, по его образу и подобию были созданы великолепные сады в Дании, Германии,  Швеции и России.
         Голландцы же интерпретировали стиль «версаль» по-своему, а британцы с энтузиазмом подхватили «голландский стиль». Наиболее характерный «голландский сад» в Англии – Левенс Холл в Камбрии.
         Популярность регулярных садов была недолгой, и на смену пришла мания создавать пейзажные композиции. К счастью, топиари не исчезло совсем, а продолжило существование в небольших частных садах эксцентричных британцев.
         Моде свойственно меняться, и интерес к топиарному искусству вспыхнул вновь, когда в Дербишире, замке Элвастор, был создан парк Мон Плезир. Так что искусство орнаментального садоводства продолжало процветать в Англии – и вот уже стараниями Лоуренса Джонстона в Хидкот Мэнор, Виты Секвил Уэст в Сиссингхерсте появляются на свет новые топиарные шедевры, создание которых можно датировать ХХ веком.
         Что касается наших дней, то человек все больше стремится к общению с природой, поэтому все чаще уделяется внимание озеленению не только частных, но и городских территорий. Быстрый темп жизни задает ритм, под который приходится подстраиваться даже этому скрупулезному искусству, не терпящему спешки, поэтому на свет рождаются всевозможные его разновидности.
         Вспомним, что классика топиарного искусства  — это геометрические или фантазийные формы, созданные при помощи искусной стрижки из кустарников и деревьев с мелкой листвой. Приблизительно в начале XIX века, в Викторианскую эпоху, было изобретено «новое топиари». Принципиальной его особенностью является наличие металлического каркаса, внутри которого высаживается растение, которое в дальнейшем стрижется согласно контурам этой формы. А пока дерево дорастает до нужной высоты и заполняет все пространство, металлическая скульптура передает замысел автора. Стричь фигуры «по каркасу» может и непрофессионал.
         Традиционалисты негативно относятся к таким новшествам, предпочитая стричь на глаз, ведь для хорошего профессионала с тренированной рукой даже сложная фигура не составит большой проблемы в работе.
         Еще одно изобретение уже XX века – композиции «грин арт». Поистине искусство для нетерпеливых, когда в металлический каркас, заполненный торфосмесью, высаживают однолетние цветы или плющ. Всего пара месяцев, и зеленая скульптура готова. Срок службы такой композиции невелик, а в условиях России и вовсе короток – лишь летний период. Однако моментальный эффект – вот несомненный плюс таких скульптур. Неудивительно, ведь за рубежом такие скульптуры пользуются большой популярностью, украшая и городские скверы, и развлекательные парки типа диснеевских. Все три перечисленные разновидности зеленых скульптур в ландшафтных терминах именуются одинаково – «топиари», но, без сомнения, следует различать эти направления.
                                                Нужна национальная идея
Россия, к сожалению, отстает в развитии садоводства, не говоря уже про орнаментальное искусство. И дело не столько в русских морозах и нехватке посадочного материала, сколько в отсутствии национальной школы садоводства и опыта, передаваемого из поколения в поколение.
         При правильном подборе материала, должном уходе и наличии у мастера терпения и в нашем климате можно создавать не менее эффектные скульптуры.
         Принято считать, что топиари – это архаичное, устаревшее украшение парка, уместное исключительно в рамках дворцово-парковых ансамблей. Несомненно, присутствие тех или иных элементов рядом с домом должно быть обосновано, иначе стилистических противоречий не избежать. Но, вешая в квартире на стену картину, мы же не считаем, что живем в музее?.. Зеленые стены, изгороди, берсо, партеры, пирамиды, спирали, обелиски, кубы, шары или просто причудливые фантазийные формы не претендуют ни на что большее, нежели просто привнести в композицию оригинальность, а в сочетании с пейзажными группами тем более гармонично впишутся в русский сад. Кстати, именно комбинирование пейзажного и регулярного стилей позволяет создать наиболее интересные ландшафтные вариации. При помощи зеленых стен и изгородей можно сужать или расширять пространство, делить его на небольшие приватные, скрытые от глаз комнатки, наполненные разными по сюжетам и стилям композициями.
                                               Кандидаты на стрижку
Итак, каков план нашей работы? Требуется правильно подобрать растение, придумать, какую форму ему следует придать, подготовить качественный инструмент (секаторы, шпалерные ножницы и сучкорез) желательно японского (фирма АRS) или швейцарского (фирма Felco)  производства, научиться стричь по определенным правилам, и не забывать подкармливать своего любимца.
Подчеркнем еще раз, что именно в безошибочном соответствии растения идее будущей стрижки – залог максимального удовольствия от работы. Важные характеристики, которыми должны обладать растения, потенциальные кандидаты «под нож»:
– медленный рост;
– способность образовывать замещающие побеги на протяжении всей жизни;
– количество большого числа спящих почек на стволе;
– теневыносливость.
Посадочный материал рекомендуется приобретать 2–3-летними саженцами, которые характеризуются высокой приживаемостью и гибкостью, позволяющей направить рост растения в нужном направлении, а также небольшой стоимостью. Стричь же растения начинают не раньше, чем их возраст достигнет 5 лет, когда разовьется достаточно сильная корневая система. Наилучшими растениями для стрижки являются:
Лиственные деревья: липа мелколистная, клен гиннала, клен татарский, вяз мелколистный, груша обыкновенная, яблоня лесная (дичок), разнообразные виды ив, тополя.
Кустарники: кизильник блестящий, барбарис Тунберга и обыкновенный, боярышники, карагана кустарниковая и древовидная, пузыреплодник калинолистный, смородина альпийская и золотистая, спиреи, бирючина обыкновенная, лапчатка кустарниковая.
Хвойные деревья и кустарники: туя западная, ель колючая, ель обыкновенная, лиственница европейская или сибирская, псевдотсуга Мензиеса, можжевельник обыкновенный и можжевельник казацкий.
Если говорить о конкретных ландшафтных элементах, то для формирования зеленых стен высотой 8–12 м пригодны: тополя, вяз обыкновенный, ива белая, липа мелколистная, ель обыкновенная, ель колючая, псевдотсуга Мензиеса, туя западная.
Для изгородей 1,5–2,5 м – боярышники, клен гиннала и татарский, вяз мелколистный, груша обыкновенная, яблоня лесная.
Для изгородей высотой 0,6–1,5 м – кизильник блестящий, барбарис Тунберга и обыкновенный, пузыреплодник калинолистный.
Для бордюров высотой от 25–60 см – кизильник блестящий, барбарис Тунберга (сорта), смородина альпийская и золотистая, спиреи, бирючина обыкновенная, лапчатка кустарниковая, акация кустарниковая, можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий.
Для фантазийной стрижки – туя западная, ель обыкновенная, кизильник блестящий, клен татарский, вяз мелколистный, липа мелколистная.
Самым благодарным растением для фигурной стрижки можно считать тую западную, наиболее пластичное растение, имеющее массу достоинств.
                                                            Секатор – в руки!
Время и количество стрижек варьируется в зависимости от вида растения, но в среднем составляет 1-2 стрижки за сезон.
Для всех растений общим является правило – не состригать за один прием более 1/3 от массы растения. Изгородь или скульптуру надо наращивать постепенно, не оставлять длинные приросты, укорачивая лишь верхушку, но и не состригать до древесины прошлого года. Стрижка стимулирует кущение, и почки, ближайшие к месту среза начинают активный рост.
Все стороны растения должны быть равномерно освещены, иначе снизу начинается оголение, зачастую восстановить такую изгородь бывает сложно, а хвойные изгороди восстановлению не подлежат. При стрижке соблюдайте уклон в 10 градусов, форма трапеции даст ровное освещение всей стороны. Часто для проникновения света внутрь куста сверху делают дырки.
Если вы задумали создать фигурную изгородь, то придется сделать шаблон из фанеры, по которому можно будет ровно выстричь целый ряд идентичных фигур.
Стрижка куба или шара, конуса или пирамиды не требует специальных приспособлений, лучше это делать на глаз. Для скульптуры потребуется больше терпения и выдумки и, естественно, работа только секатором. Прежде, чем сделать каждый срез, придется проанализировать направление роста почки, рядом с которой был сделан этот срез, иначе ошибка замедлит процесс создания скульптуры. Можно применять стягивание ветвей натуральной бечевкой или сращивание, в зависимости от сложности фигуры. Как говорилось выше, для формирования скульптуры допустимо использовать металлический каркас, но есть несколько «но», объясняющее, почему профессионалы редко используют этот метод. Зачастую старое растение просто врастает в каркас, и восстанавливать такие фигуры непросто. Во-вторых, для климатических условий России каркас должен быть обязательно съемным, потому что зимой металл охлаждается настолько сильно, что может повредить ветви.
         Для взрослых стриженых изгородей характерно загущение, что ведет к быстрому старению куста, поэтому раз в 5-7 лет необходимо вырезать старые ветви и подращивать новые на замещение. Следует различать стрижку и обрезку, так вот в данном случае речь идет о санитарной обрезке. Такие процедуры можно делать несколькими способами: кардинально «стричь на пень» или постепенно, в течение 2-3 лет, убирать старые ветви (3-5 веток за раз, в зависимости от размеров куста), подращивая замещающие, или использовать щадящую стрижку – частично убирать старые ветви до сильной почки, от которой пойдет рост.
         Для всех растений стрижка – это стресс, поэтому злоупотреблять их частотой не стоит. Не стоит заниматься топиарными экспериментами под зиму. Ослабленное неправильными стрижками растение больше подвержено болезням и вредителям. Растение, подвергшееся процедуре стрижки, следует регулярно подкармливать и поливать.